Из-за уменьшившегося количества чудаков у меня наконец-то стало хватать времени на просчитывание вариантов.
Выражаясь научным языком, я перешел от реактивной реакции на проактивную. Говоря простым языком, я начал реагировать на ситуацию еще до того, как она произойдет. В чем отличие?
Ситуация: Ночь. я еду "в потоке" в левой полосе. Включен ближний свет. Скорость 125-130 км/ч. Расстояние между машинами 50-100м. В правой полосе идет рейсовый автобус, за ним волга-3110. Скорость 90-100. Внезапно (без включения поворотников) волга начинает перестраиваться в левый ряд. Расстояние до меня - 20-25м. Разница в скоростях пусть будет 7 м/с. На обнаружение, принятие решения и выполнение всего 3с.
Реактивная реакция:
- О, волга перестраивается.
- О, балин, счас впилюсь!
- Чего делать? Пипикать, жать на тормоз, жать на газ, крутить руль. Если крутить руль, то куда? Если жать на тормоз, то как? А может, лучше побибикать? А слева снег, а справа кто? А сказать "№ля" сейчас или потом? А может светом поморгать?
- Начинаем делать, что выбрали.
Проактивная:
Постоянно обновляются условия типа:
- Слева снег, но мало. Если поедем, то чуть прижать газу, что бы не закрутило.
- Слева места впритык.
- Оттормозиться успею за 100м. Тормозить в начале рывками, что бы тормоза "замигали" и сзади не впилились.
- Чувак сзади адекватный, в зад не дышит, а спереди какой-то нервный.
И решения типа
- Если вольво впереди по тормозам - Я успею? Ага.
- Если вольво тормозит - Ногу с газа снять и положить на тормоз. Тормозить или накатом? Или прижать, что бы в зад не вьехали?
- Если вольво впереди вправо - Пофиг, но посмотреть, нафига.
- Если автобус тормозит? Пофиг
- Если автобус влево? Тормозить, он большой и тяжелый
- Если волга тормозит? Пофиг.
- Если волга влево? По тормозам успею где-то с 50 м. Иначе влево, газу, зажать бибикалку, что бы еще дальше не ушел и сказать "№ля, урод", держать машину от заноса.
или как-то так. Это вовсе не опыт и не мастерство :)
Через некоторое время сама постановка и предварительное решение таких задач будет даваться все проще и проще :) Это как наработка рефлексов, но на более высоком уровне. И потом, когда ситуевина случается, выбрать уже готовое решение из имеющихся гораздо проще, чем каждый раз анализировать. Что гораздо важнее, это еще и гораздо быстрее :)
В итоге я вчера проделал последний пункт раньше, чем успел осознать, что я сделал :) И что самое прикольное, совершенно без всплесков адреналина и так далее. Для более чуткого понимания обстановки скажу, что шел 5й час за рулем :) Я потом, уже сегодня прикинул, что бы было, если бы я впилился ...
ЗЫ У меня правда шикарный бонус есть. Первые 100 км проходят по пустынной дороге (машина в 10-15 минут). На дороге - в меру разбитый асфальт, лед и снег в самых причудливых комбинациях. Дорога расчищена до обочин. И пока едешь до трассы, успеваешь прочуствовать машину. И как она в заносах себя чуствует (свежевыпавший снег на чищенном льду - наше все!) и как тормозит и как поворачивает. "Вживаешься", короче.
ЗЫЫ Я вообще-то по жизни параноик. И выборы "что, если" у меня начинаются всегда с самого наихудшего варианта :) зато случающееся потом приносит радость: "случилось лучшее, чем ожидалось".
ЗЫЫЫ Да у меня еще один шикарный бонус есть. Это часы, проведенные за NFS. Да симулятор, да физика фиговая. Но приучает не держать себя в напряжении часами.